10.08.2020
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В 2020 ГОДУ
На основании поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ в целях поддержания экономической стабильности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, существенно изменен в 2020 году порядок осуществления органами контроля (надзора) своих контрольных функций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, исходя из статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. ФЗ от 01.04.2020 №98-ФЗ, вступил в силу 01.04.2020), а также; принятого в продолжение Закона №98-ФЗ постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №438 (вступило в силу 14.04.2020) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным, влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства РФ №438 установлено, что в 2020 году в отношении остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не указанных в пункте 1 данного постановления) проводятся только внеплановые проверки, указанные в пункте 1 постановления, а также плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
С учетом пункта 3 постановления Правительства РФ №438 решения об исключении из утвержденных планов проверок должны быть приняты не позднее 23.04.2020 (в течение 7 рабочих дней после вступления постановления в силу). Органы муниципального контроля должны принять решения об исключении из своих планов абсолютно всех проверок.
Порядок исключения органами контроля (надзора) проверок из утвержденных планов установлен Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2010 №489, в которое также внесены соответствующие изменения постановлением Правительства РФ №438. Новые основания для исключения проверок из плана перечислены в абзацах 11-13 подпункта «а» пункта 7 Правил.
Также согласно пункту 6 постановления Правительства РФ №438 проверки, указанные в пунктах 1 и 2 данного постановления (то есть все 3 разрешенные), проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 постановления. Пунктом 7, в свою очередь, предусмотрено, что выезд должностных лиц органов контроля (надзора) при проведении проверки допускается в строго указанных случаях {выезд согласован органами прокуратуры или его возможность предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора). Пунктом 9 постановления Правительства РФ №438 предусмотрено, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу постановления (не позднее 17.04.2020), за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 постановления. Как было указано выше, в 2020 году разрешенные органам контроля внеплановые проверки как документарные, так и выездные, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан) подлежат согласованию с органами прокуратуры. Учитывая пункт 5 постановления Правительства РФ №438, с прокуратурой согласовываются проверки в рамках видов контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ (за исключением налогового и валютного контроля), на которые распространяются положения пунктов 1 и 2 данного постановления. Внеплановые проверки проводятся также органами контроля по требованию прокуратуры (по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).
Кардинальное изменение в 2020 году осуществления органами контроля своих полномочий, безусловно, призвано снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты в условиях негативных последствий для экономики страны распространения новой коронавирусной инфекции, при этом защитив наибольшую ценность - жизнь и здоровье граждан.
Необходимо ориентироваться на проведение предварительных проверок, мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, мероприятий, направленных на профилактику нарушений и только в исключительных случаях на инициирование внеплановых проверок. При решении вопроса о проведении внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания рекомендуется исходить из того, что исполнение предписаний необязательно может быть установлено только в рамках внеплановой проверки, а также, согласно пункту 10 постановления Правительства РФ №438 надлежит при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний принимать решения о продлении сроков.