31.07.2017
ЖИЗНЬ РАЙОНА В ГЛАВНОМ МУЗЕЕ ГОРОДА ЗАВЕРШЕН МАСШТАБНЫЙ КАПРЕМОНТ
Смотрят на нас фотографии прошлого
Историко-краеведческий музей Киренска, ещё вчера тёмный и серый, как барак, не вдруг посветлел! Работа по преображению здания велась с прошлого года. С марта 2017 года капитальным ремонтом занялись серьёзно. Благодаря спонсорам – Иркутской нефтяной компании (рук. М.В. Седых), Транссибирской лесной компании (рук. П.И. Котик) – и деятельной поддержке мэра района К.В. Свистелина, налицо серьёзные изменения.
Стоп-кадр! Торжественное перерезание красной ленты! Этот церемониальный жест доверен мэру Киренского муниципального района К.В. Свистелину.
Кирилл Викторович направил благодарственную речь мэр всем участникам прожекта, отдельное слово в адрес подрядчика фирмы «АрмСтрой» – Мардоян Славика Абрамовича: «Стало возможным улучшить наш краеведческий фонд, сделать отлаженной схему хранения и обработки информации. Возникает чувство гордости за яркие, важные для киренчан события. ТСЛК, ИНК сделали вхожим, презентабельным не только музейный комплекс, но и облагородили сквер Свободы. Дело за преобразованиями в центральном парке!». Директор музея высказала всеобщую радость по поводу открытия краеведческого центра: «Мы присутствуем на поистине историческом событии. После масштабной реставрации у нас созданы благоприятные условия для работы. Теперь посетители в комфортной обстановке могут проводить время, знакомясь с историей края».
Капремонт, действительно, глобальный. Заменена кровля. Здание снаружи обшито сайдингом, внутри облицовано уйсби-панелями. Вставлены стеклопакеты. Пол застелен линолеумом. Демонтированы подвесные потолки с встроенными светодиодными лампами. Заменён отопительный блок. Настоящий подарок – тротуарная плитка, крытые беседки, главная сцена.
Благодаря реконструктивным особенностям, кратному делению полезной площади на секции-залы, удачно возникшим нишам, преобразованным меблированным шкафам, стеклянным витринам, каждой вещи, в том числе и той, которая доселе пролёживала или простаивала в складской или, проще сказать, чулане, грамотно отведено место. Переступающих порог исторического дома, по-прежнему, встречает высокое, обрамлённое великолепной рамой зеркало. Но ему вторят другие, не менее знатного происхождения зеркальные порты. Мы, сибиряки, пристрастны к своим «деревянным куполам». «Домы» наши не отделаны ампирными и барочными «бантами», но именно в деревянном зодчестве есть некая элегическая возвышенность и, если хотите, самобытное благородство. Надо ли говорить о том, как украшают русскую избу ставни и наличники. И хотя, скорее всего, они уйдут в прошлый век заметно и быстро, в главном музее города они приобретают свою первую нотку. Здесь как раз есть две ставни, бережно снятые с дома № 32 «а» по улице Ивана Соснина. Из-под этих импровизированных рам-багетов смотрят на нас фотографии нашего прошлого. 1911 год – улица Казачья (Коммунистическая), упомянутый выше сквер Свободы, только далёкого 1940 года. 1916 год – ледяная катушка напротив пятой школы. Всё вроде знакомое, но другое, с иным посылом. А сколько раз город топило в половодье! Вся жизнь в кадрах – от крестин до духового оркестра, когда провожали в последний путь.
Пусть поросли быльём былые раны…
Хочется слушать гида Дмитрия Тараканова, разглядывать каждый уголок. Зал «Знаменитые киренчане». Услышишь фамилию, а имя уже на устах – Углов, Горбунов, Косыгин… Вот книга из дедушкиного чемодана. Жёлто-чёрный, с потрёпанным корешком том, имя автора в кружевной виньетке, на полях галочки, начертанные грифельным карандашом, выцветшее слово, похожее на «вздор». Читаешь прилежно, чтобы не упустить детали. Не отвлекаешься на звук извне, может, только на собственный внутренний голос. Сколько здесь, однако, судьбоносного, вершинного! Посередине тяжёлый дубовый стол. Тот самый со львами, 1895 года.
Экспозиция «Животный мир Киренского района». Трофеи наших охотников – олень, изюбр, сохатый, лось, ондатра. Шкурка змеи – дар Бориса Суринова. И пернатые: глухарь, копылуха, утки – кстати. Рядом «Стоянка древнего человека». Утварь коренных жителей севера (эвенков) – пальмы, острога для ловли рыбы, битки для сбора ягод, стружок (лодка), нарды-волокуши, чумак (миска для еды из берёсты), поняга (рюкзак), сети из конского волоса... А как же без окаменелостей, останков мамонта, костей носорога, челюстных осколков быка-буйвола! И такие водились.
Наше всё – «От исачного зимовья до острога». Среди прочего острожный макет мастера Алексея Орлова, чертёж земли Илимского города архитектора Ремизова, датированный 1883. Как не восхититься! Далее красный угол – «Свет Христианской веры». Новенькое – иконы, подаренные отцом Иосифом.
«Истории печальные страницы». Ложатся на сердце тяжёлым камнем слова Анны Ахматовой: «Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и негде сыскать». Стена плача! Воспроизведённая кирпичная кладка здания НКВД – места казней невинных. По ней вьётся колючая проволока с красными лентами – именами репрессированных, среди оных и два женских. Не церемонились «инквизиторы», коротки были на расправу: молотком по затылку или кожаной удавкой… Не одними снимками «сыты», на гнев и страх – наручники и ножные кандалы. А похоронной команде «в зубы» спички, лопату, чайник водки и ночь в придачу.
Светлец! Самовары всех калибров! Печать самой Анны Ивановны Громовой – владетельницы «вся»! Заслонки печные, да с купеческих особняков! Бабий кут… Притихшее всё, несуетное. Знаешь, о чём оно молчит. В истории всех воин – кромешный ад. Пусть поросли быльём земные раны, Россия не забудет тех солдат, кто погиб в горах Чечни, в песках Афганистана. Трасса мужества «Аляска-Сибирь».
Музей сегодня. Не то, что вчера. Здесь вам, не тут. Разница есть, и существенная. Хорошо, что не иначе.
Анжелла Седых.