Title


Памятки:

АГРЕГАТОР. НОВОЕ ПОНЯТИЕ В

«ЗАКОНЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающий специальное регулирование для деятельности владельцев агрегатора.

Владелец агрегатора - это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Выражение «товарный агрегатор», или иначе «маркетплейс» (англ. Marketplace - место торговли, рынок товаров) используется для обозначения электронной торговой площадки, на которой продавцы выставляют информацию о продаваемом товаре; покупатели, выбрав подходящий товар, заключают с продавцами договор купли-продажи (в электронной форме); осуществляется предварительная оплата товара и т.д. На сегодня наибольшую известность имеют такие маркетплейсы, как Ozon, Amazon, ЯндексМаркет, eBay.

Электронные торговые площадки могут использоваться не только для торговли товарами, но и в иных направлениях коммерции (например, агрегаторы такси (Uber), поиск гостиниц (booking.com), сервисы подбора туров (travel.ru), поисковики авиабилетов (aviasales.ru), новостные агрегаторы и т.д.).

Комментируя Закон об агрегаторах, специалисты отмечают, что агрегатор, по сути, представляет собой посредника между продавцами и покупателями (применительно к торговым агрегаторам (маркетплейсам), между перевозчиками и пассажирами (применительно к агрегаторам такси), между исполнителями и заказчиками (применительно к агрегаторам оказания услуг - поиску гостиниц, ресторанов, туров и т.п.) и т.д. При этом подчеркивается, что владелец агрегатора (правообладатель платформы) несет соответствующую ответственность.

Впрочем, надо иметь в виду, что в некоторых случаях правообладатель платформы может одновременно выступать в роли и продавца, и исполнителя - когда предлагает на своей электронной площадке собственные товары или услуги. Например, на электронной торговой площадке Amazon предлагаются к продаже в том числе товары, которые производит сам Amazon (в частности, планшеты Amazon Kindle Fire, электронные книги Kindle Paperwhite).

В соответствии с новым п. 12 ст. 9 Закона о защите потребителей владелец агрегатора обязан предоставить информацию о своем фирменном наименовании (наименовании) и месте нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, индивидуального предпринимателя. Такие же сведения должны быть представлены владельцем агрегатора в отношении всех продавцов или исполнителей, зарегистрированных на его электронной площадке.

В силу нового п. 22 ст. 12 «Закона о защите» потребителей владелец агрегатора должен возвратить потребителю сумму предварительной оплаты товара (услуги), если потребителем заявлено такое требование и одновременно наличествуют два условия:

- товар (услуга), оплаченный потребителем, не был передан ему в срок (услуга не оказана в срок);

- потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора в связи с нарушением срока передачи товара.

Помимо перечисленных положений Законом об агрегаторах, в Закон о защите прав потребителей разъяснена ответственность владельцев агрегаторов.

В соответствии с абз. 1 нового п. 21 ст. 12 «Закона о защите потребителей» владелец агрегатора несет ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), если на основании этой информации потребителем был заключен договор купли-продажи или возмездного оказания услуг. То есть владелец агрегатора должен возместить убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе).

Но если информация была неверно указана самим продавцом или исполнителем, владелец агрегатора освобождается от возмещения убытков потребителю.

Список крупнейших сайтов агрегаторов,

осуществляющих деятельность на территории РФ:

· Яндекс.Маркет

· Google Merchant

· Товары@mail.ru

· E-katalog.ru

· Price.ru Rambler.Супермаркет)

· TechGuru.ru (Аудио, видео, бытовая, климатическая техника…)

· Pokupaj.ru

· Корпорация Гуру

· Nadavi.ru

· Aport.ru

· Sravni.com

· Nadavi.net

· Pulscen.ru

· Magazilla.ru

· MobiGuru.ru (Электроника, смартфоны, планшеты, ноутбуки…)

· MarketGuru.ru

· Blizko.ru

· Tiu.ru

· Avito.ru

· Regmarkets.ru

Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области»

Материал подготовлен с использованием

СПС Консультант

и информации с сайта http://sa1nikov.ru

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Главной поддержкой гражданина в спорных вопросах по защите его прав, как потребителя является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 № 2300. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав:

1. Право на безопасность товара (работы, услуги). Данное право регулируется ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению.

2. Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце). Статья 9 Закона. Исполнитель, продавец (организация, индивидуальный предприниматель) обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, сведения о государственной регистрации.

3. Право на информацию о товарах (работах, услугах). Статья 10 Закона, в которой говорится, что изготовитель, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

4. Право на возмещение ущерба. Данное право регулируется ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) несет ответственность, предусмотренную законом или договором в виде возмещения убытков, неустойки (пени), а также уплате штрафа.

5. Права при обнаружении в товаре недостатков, статья 18 Закона. В которой говорится, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

· потребовать замены на товар;

· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

· потребовать безвозмездного устранения недостатков товара;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

6. Право на обмен товара надлежащего качества. Данное право регулируется ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

7. Права при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), Статья 29 Закона, в которой говорится, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

· безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;

· соответствующего уменьшения цены выполненной работы;

· безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества.

· отказаться от исполнения договора о и потребовать полного возмещения убытков.

8. Право на отказ от исполнения договора о выполнении работ. Данное право регулируется ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Если продавец, исполнитель отказывает в удовлетворении Ваших законных требований Вы вправе обратится в надзорные органы:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области).

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 8
Телефон: 8(3952) 24-33-67
Официальный сайт: www.38.rospotrebnadzor.ru

Служба государственного жилищного надзора Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Поленова, д. 18а/1 (вход с ул. Култукской)

664007, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1а

Телефон: 8(3952) 70-33-50
E-mail: zhilnadzor@govirk.ru

Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

664025, г.Иркутск ул. Российская, 17

Приемная: 8(3952) 24-32-31

E-mail: to38@fas.gov.ru

Официальный сайт: irkutsk.fas.gov.ru

Служба государственного строительного надзора по Иркутской области

г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 41

Тел. 8(3952) 70-73-67

E-mail: stroynadzor@govirk.ru

Центральный банк Российской Федерации

Отделение по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации

664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 16
Тел. 8(3952) 25-47-00

Консультационный центр по защите прав потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области»

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК НА ТОВАР

Гарантийный срок – это период, в течение которого потребитель имеет право обратиться к продавцу или изготовителю с претензиями по поводу качества товара или обнаруженных в нем существенных недостатков.

Согласно Закона «О защите прав потребителей» гарантийный срок на товар может быть установлен:

· Изготовителем;

· Продавцом (если гарантийный срок не установлен изготовителем).

К большинству товаров прилагается с гарантийный талон с обязательным указанием даты покупки и печатью продавца (изготовителя).

Исчисление гарантийного срока начинается с:

· даты покупки товара или получения услуги (при отсутствии документов, подтверждающих дату приобретения, следует ориентироваться на дату производства).

· момента передачи (доставки) товара. Например, доставка товара по почте, когда оплата производится раньше, чем начинается эксплуатация.

· начала наступления сезона. Например, у купленных летом зимних сапог гарантийный срок начинается с момента наступления зимнего времени.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Для городов Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское установлены следующие даты наступления сезонов:

§ Зимний сезон – с 21 октября;

§ Весенний сезон – с 7 апреля;

§ Летний сезон – с 14 мая;

§ Осенний сезон - с 12 сентября.

В любом случае, для определения сезонности товара следует исходить из назначения товара, из информации о нем, учитывать его характеристики и правила эксплуатации.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара, в основном это касается крупных покупок, к примеру автомобиля, или бытовой техники.

Законом предусматривается, что если изготовитель не предписывает иное, то на детали распространяются те же условия гарантии, что и на все изделие в целом.

ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ

Покупатель может обратиться к изготовителю, импортеру или продавцу с требованиями о проведении гарантийного ремонта.

Производить гарантийное обслуживание и ремонт должны специализирующиеся на таких задачах организации.

При приобретении товара с установленным гарантийным сроком необходимо поинтересоваться тем, кто будет проводить ремонт, осуществлять сервисное обслуживание, производить доставку.

СРОКИ ГАРАНТИЙНОГО РЕМОНТА

Согласно статьи 20 Закона «О защите прав потребителей» срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

ВОЗВРАТ ТОВАРА В ТЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА

Возврат товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока возможен в следующих случаях:

· неисправность не может быть устранена;

· установленное время в 45 дней истекло;

· в каждый год по гарантии покупка в совокупности не менее 30 дней находилась в ремонте из-за поломок.

Консультационный центр по защите прав потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

Памятки