Историческая справка

ПАСПОРТ к памятнику участников ВОВ с.Кривая Лука

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КРИВАЯ ЛУКА
Где река, словно лента.
Где Отчизны исток,
Поле дышит легендой у развилки дорог...
К.Воробъёв В 1727 г. в С.-Петербурге вышел в свет необычный труд Н.К.Кириллова «Цветущее состояние Всероссийского государства», где даётся описание всех губерний России. Есть строки и о Киренске, и о нашем селе:
«... От Киренска вверх по Лене располагалась Криволуцкая волость, где находилась церковь и многие деревни с часовнями. Пашни и хлеба здесь было довольно. В эту волость присылался также приказчик с пятью - шестью служилыми людьми из Якутска. Слyx служилых людей «ласкал» колокольный звон церквей».
Справедливо отмечает исследователь В. Н. Шерстобоев,
что почти все названия селений Илимского воеводства, к которому относится и Криволукское поселение, происходящие от имён жителей, относятся только к крестьянам. Русское крестьянство в ходе освоения нового края, давало свои имена населённым местностям. Но название нашего села связано с особенностью его географического месторасположения.
Самым распространенным видом сельских поселений были «деревни», состоящие из одного-двух дворов. Они обычно располагались не только вокруг городов и острогов, но и вблизи главных торговых и промысловых путей, которыми чаще всего являлись реки, служившие одновременно и основным источником водоснабжения жителей.
Помимо деревень, в сибирских уездах 17 в. имелись и другие. менее распространенные виды поселений. «Починками» и «заимками» обычно называли вновь создаваемые, а потому и небольшие поселения. «Сёла» были очень редкими в Сибири; они развивались из деревень, в которых строили церкви. Село могло стать для окрестных жителей не только религиозным, но и административным центром.
Гораздо большее распространение в Сибири получили «слободы», занимавшие промежуточное положение по отношению к городам и сельским поселениям. Они становились административными и религиозными центрами для всех селений своей округи и были, как правило основательно укреплены. В них находились дворы приказчика, духовенства, служилых людей и части крестьянства Большинство же «подсудного» слободе населения обычно размещалось в окрестных деревнях.
Русские не вытесняли аборигенов из обжитых местностей со сложившейся топонимией, а заселяли свободные, необжитые земли, которые не имели ещё своей топонимики. Русские названия относятся к сравнительно мелким географическим объектам, которые к моменту прихода их были безымянными или имели неустойчивые названия. Это малые реки, речки, озёра, небольшие топографические объекты. Исключение составляют поселения пашенных крестьян: основанные крестьянами деревни получали русские личноимённые названия.
С. Кривая Лука расположилось на левом берегу р. Лены, в излучине между г. Киренском и с. Макарово. Первое упоминание о деревне относится к 1646-1647 гг. В 1647 г., т.е. «...в первый год пребывания на реке Лене Стёпки Костен он вспахал и посеял 1.5 дес. ржи. На государя в первый год не пахал...». Оказывается, когда селили в Кривой Луке десятерых, черкас, то там уже «... пахал Ивашка Бутора со своим братом Тимошкой. Черкасам дали пашню Буторы, на которой он до этого сеял рожь». Потомки Буторы и сейчас есть на Лене под фамилией Буторины.
В документах 1658 г. о нашей деревне указывается следующее: «... а та деревня стоит в Кривой Луке», т.е. в том месте, где р. Лена образует частые крутые повороты - луки, излучины. Важным мероприятием приленских крестьян был сплав зерна в г.Якутск, и по реке было рассредоточено складское хозяйство. В нашем селе было 2 амбара. Острог и слободы являлись волостными центрами, где имелась приказная изба и другие казённые и общественные постройки.
Криволуцкая слобода называлась также Поворотовской от слова «поворот», а также Кривой наволок.
В Криволуцкую слободу входили деревни: Волгина, Почтовая, Заборье, Лазарева, Верхняя и Нижняя Лаврушина, Олонцева, пашня Бор и Пашня Балахня. Слобода представляла несколько единоличных хозяйств, названия которых сохранились в народе по настоящее время, как Грибовские, Таракановские, Волжанские, Жжёновские, Скрипинские, Потягаевские, Мигалкины и др. Село начиналось с въезда, который назывался «ворота в поле, или полевые ворота». По месту расположения Кривой Луки можно сделать предположение, что ворот было двое: въезд в деревню со стороны Волгинской дороги, и ворота, выходящие в поле. По периметру было обнесено изгогородью из горизонтальных жердей, укреплённых на опорных столбах.
В 1900 г. в состав Криволукского прихода входило 11 селений, которые насчитывали 305 дворов, в них проживало 1003 души мужского пола и 994 женского пола.
Жителей с реки Лены называли бурдушниками от слова бурдучая- мутная вода. А сама река во время её первооткрывателя землепроходца Пенды в 1619- 1623 гг. называлась Елюснэ. Название, созвучное с эвенским Енз, Пэниэси, йэнеси (Енисей), что означает «большая река». У русских оно приняло форму Лена. Г.Ф.Миллер в 18 в. писал:
«... тунгусы называют реку Лену - Ленна». Якуты называют - Орюс, что означает «река». Буряты называют Зулхэ, Зулхэ- Мурен (большая река).
Главной и единственной дорогой, соединяющей село с районным цетром, была и остаётся Польская дорога. Своё название она получила от польских повстанцев, которые её строили после восстания 1863 г. в Польше. Рядовые участники были сосланы на поселение и на каторжные работы в Сибирь. Наибольшее количество повстанцев было в Киренском округе. На дорожных работах в Киренске было занято до 200 человек, но строительство шло медленно, т.к. люди не были приспособлены к таким суровым условиям - отсутствие жилищ, комары и т. д., достроить дорогу полностью им не удалось, но название сохранилось и доныне.
В черге села и в ближайшем окружении сохранилось много старых топонимов естественных природных объектов.
Каменный ручей - стекает со скалы по камешкам.
Курень - небольшой ручей; на ручьях часто выжигали известь (курились костры).
Стрелка - узкая и прямая полоса под посевом хлеба (секретные посевы).
Богачиха - место расположения полей зажиточных крестьян, богачей. Есть и речка Богачиха.
Моторинский ручей (на скале) - шумный, вода гремит по камням.
Речка Семига - по преданию, в ней раньше водилась рыба сёмга.
Горушка - возвышенность, небольшая гора.
Яр Олонцевский - высокое место, дорога по верху.
Лужки - место покоса.
Сибирские просторы осваивались, в том числе, и пашенными крестьянами, поэтому основным занятием первых поселенцев было земледелие. Географическое положение позволяло заниматься также рыбной ловлей, охотой, скотоводством.
Каждый хозяин сам себе строил дом, то от помощи соседей не отказывался, стараясь построить его не только хорошо, но и быстро. Знакомы жителям и слова: «обыденка» - об один день; «'толока» - от слова толкаться. Ориентировались при строительстве и на фазу луны. Закладку строения начинали после новолуния. В первую очередь возводили сруб - дом без печки. Окна находились с восточной стороны дома где и дорога, которая была связана с чем-то неизвестным, неизведанным. Вход же находился с западной стороны, где по поверью находится вся нечисть. Поэтому его старались оберегагь. С этой целью пол порог (ОРО - солнце, крут, зашита, оберег) клали деньги, медвежью лапу, семена. С ним было связано много поверий, основанных на том. что порог являлся пограничным объектом между добром и злом и как любая граница он одновременно защищает и является источником опасности. Некоторые из них сохранились и поныне. Например, нельзя здороваться и подавать руку через порог; заметать сор к порогу; выливать воду с порога; спать головой к порогу; стоять на пороге. Из-за удалённости, бригады артельщиков не возводили строения. Сама жизнь показана, кто был умелым плотником, того и звал будущий хозяин. Славились этим ремеслом мужчины из рода Тетериных - Гаврила Васильевич и Иннокентий Гаврилович, они же славились и как хорошие печники.
К зажиточным деревню отнести было нельзя.
Дмитрий Тетерин.